Тибетская притча о чёрных и белых камнях. Часть вторая.

Сегодня мы продолжаем разбор тибетской притчи о черных и белых камнях (первую часть читайте по этой ссылке).

Когда-то давным-давно жизнь тибетских пастухов была трудна и опасна. У них не было ни хижин, ни обустроенных мест для ночлега, так что, в отличии от нас, они были вынуждены жить в совершенно диких условиях. 

Жизнь тибетских пастухов отличается от Вашей или моей жизни. Поток времени стёр из этой истории имена, даты и другие подробности, но между жизнью пастуха из притчи и Вашей жизнью несмотря на то, что с тех времён прошло пару тысяч лет - до сих пор можно проводить параллели. 

Из очевидного: 

• Вы тоже вынуждены зарабатывать себе на жизнь, но только другим способом.

• Любая Ваша работа так же, как и работа тибетского пастуха сводится к выполнению определённых обязанностей.

Герой этой притчи пас своих овец далеко в горах, рядом с местом пребывания уважаемого и знаменитого отшельника. Многие люди обращались к отшельнику за личными наставлениями в Дхарме, и пастух тоже очень хотел посетить этого мудрого учителя. 

Для большинства людей любая средневековая мудрость выглядит абстрактной. Пытаясь сделать какую-либо абстрактную мудрость конкретной, Вы обязательно встретите несколько препятствий. Для того чтобы научиться решать проблемы и преодолевать препятствия, Вы должны уметь отвечать на простые вопросы. Попробуйте прямо сейчас найти ответ на два:

  • Что заставляет Вас уважать других людей? 
  • Какое желание скрыто за попыткой тибетского пастуха получить личные наставления от мудрого наставника или учителя? 

В те времена люди приходили к отшельникам не только за наставлениями в Дхарме, но и за решением своих проблем. Большая часть тех, кто хотел изучать Дхарму крутились в средневековом Тибете не вокруг одиночек-отшельников, а в вокруг лам и монастырей. 

Если Вы хорошо отточите свою внимательность и осознанность, то Вы сможете обнаружить, что большинство Ваших ответов, определяются не Вами, а тем, во что Вы сегодня верите. Некоторые люди искренне верят, что они, посетив такого учителя, смогут разом изменить всё или почти всё из того, что им мешает. Попробуйте ответить на простой вопрос: 

• Можно ли с помощью личной силы духовного наставника или учителя изменить то, чем Вы недовольны в нашей стране?

• Можно ли в нашей стране изменить что-либо с помощью чьих-то личных наставлений? 

Ваш ответ на этот вопрос будет зависеть от того во что Вы верите. Тибетский пастух, о котором идёт речь в притче, – тоже, безусловно, кое во что верил. И когда...

Наконец-то пастух предстал перед отшельником. Он назвал себя и спросил, есть ли такая медитация, которая подошла бы необразованному и ничего не понимающему человеку вроде него. Отшельник дал пастуху личное наставление и посоветовал использовать очень простой способ медитации: пастух должен был набрать побольше камней черного и белого цвета, и следить отныне не только за своим стадом, но и за теми мыслями, которые появляются/возникают в его сознании и различать, какая возникла мысль — хорошая или плохая.

Вы способны фокусировать внимание на работе/учёбе и личных отношениях. Кто-то из Вас фокусирует своё внимание на покупке машины или квартиры. Кто-то борется со своей болезнью и одновременно мечтает об интересных путешествиях. Желания в нашей стране у людей разные, но я верю, что свои собственные желания Вы знаете достаточно хорошо.

• Если бы Вы прямо сейчас совершили мгновенное путешествие во времени и получили от уважаемого Вами человека такое личное наставление, то о чём бы Вы подумали? 

Если Вы верующий человек, то люди, которых Вы уважаете могут быть разными. Для буддистов – это Будда, Падмасамбхава, Кармапа или Цзонхава собственной персоной. Для тех из Вас, кто идёт по следам Христа – это Христос или кто-либо из его двенадцати апостолов. Если Вы принадлежите к одной из ветвей ислама – это пророк Мухаммед. Для тех, кто изучает Тору – это сам Моисей или кто-либо из уважаемых традицией раввинов. Если Вы руководствуетесь идеями куклус клана или нацизма, то для Вас уважаемый человек – это Адольф Гитлер.

Я хотел бы ещё раз повторить для Вас свой простой вопрос:

• Если бы Вы совершили прямо сейчас мгновенное путешествие во времени и получили от уважаемого Вами человека такое личное наставление, то о чём бы Вы подумали?

Подумайте о плюсах этой практики:

Наставление от тибетского средневекового отшельника не вступает в противоречие ни с одной официальной религией. Такого сорта наставление не способно вступить в противоречие ни с одной известной Вам идеологией. Наблюдать за появляющимися в собственном сознании мыслями могут не только православные, католики, баптисты, иудеи, индусы или мусульмане. Оценивать свои мысли могут даже боевики Аль-Каиды или те, кто воюет на стороне ИГИЛ, если они уважают Коран и то, что написано для правоверных мусульман в уважаемом ими Коране. Фактически оценивать собственные мысли способны все.

Я не могу не предупредить Вас и о минусах этой практики: 

Если Вы в течении 20 минут сможете качественно отделять хорошие мысли от плохих, то Вы можете взять и отказаться делать сногсшибательную карьеру в официальном российском бизнесе или в запрещённом ИГИЛ. Отделяя внутри своего сознания хорошие мысли от плохих, Вы перестанете испытывать чувство вины, чувство правоты и даже чувство собственной ярости… гнева… или неуправляемой Вами злобы. Это произойдёт не потому что все эти замечательные чувства бесследно исчезнут внутри Вашего собственного сознания. Причина в другом. 

Всё это произойдёт, потому что Вашему сознательному пониманию станет доступна изнанка Ваших собственных чувств. 

Большинство духовных авторитетов скажут Вам о том, что такая практика может помочь Вам вступить на духовный Путь. Но никто из этих уважаемых авторитетов не скажет куда собирается повести Вас в этом мире Ваша собственная душа. Если бы Вы, вступив на духовный путь действительно знали, где сможете оказаться через пять/десять или пятнадцать лет такой практики, то степень Вашего контроля над своей жизнью была бы очень и очень высока. В реальной же жизни степень Вашего контроля над Вашим собственным будущим – это всегда открытый вопрос.

Один из авторитетов буддизма по имени Бодхидхарма утверждал, что для вступления на путь у человека есть два способа: вхождение через принцип и вхождение через практику.

  • Способно ли переместить Вас наставление отшельника на какой-либо путь, если Вы будете самостоятельно оценивать каждую мысль как хорошую или плохую?  
  • Как бы Вы могли назвать этот путь?

Представьте на две-три минуты, что пастух из притчи очень хорошо и качественно фокусирует своё внимание на появляющиеся в его сознании мыслях. Представили? 

А теперь ответьте ещё на один на вопрос: 

  • Он взялся сортировать свои мысли потому что понимает основополагающий принцип этой практики?

Когда я задаю Вам такие вопросы, то с одной стороны, я хочу Вас немного развлечь, но… 

… то на чём сегодня сфокусировано Ваше сознательное внимание может быть никак не связано с развлечением или весельем. Я думаю, что Ваша реальная жизнь имеет больше смысловых оттенков чем те развлечения, которые предлагает Вам сегодня разнообразный виртуальный мир. Читая эту притчу, Вы можете представлять себя тибетским пастухом, предпринимателем, политиком и даже монахом... или остаться самим собой. На чём бы не было прямо сейчас сфокусировано Ваше внимание, Вы можете спокойно подумать над вопросом, который позволит Вам контролировать будущее. Это прямой вопрос о последствиях: 

  • Если Вы начнёте заниматься этой практикой (представьте себе это), то понимаете ли Вы к какому гарантированному результату она Вас приведёт?

Если мысль, которая появлялась в сознании пастуха была негативной, злой или подлой, то пастух должен был отложить в сторону один чёрный камень. Если же мысль была позитивной и доброй, то же самое нужно было сделать с белым камнем. При этом чёрные и белые камни надлежит регулярно, раз за разом складывать в две отдельные кучки. 

Большинство людей впитавших основы христианской культуры понимают эту практику очень просто. С их точки зрения такая практика предназначена для уменьшения чёрных и злых мыслей. Мечтая о победе над чёрными мыслями, многие люди верят в то, что они ведут борьбу с собственными несовершенствами или с искушением дьявола. Если Вы росли или взрослели среди людей буддийской культуры, то Ваша точка зрения на первый, второй и третий этап этой практики будет, скорее всего, сильно отличаться от традиционного христианского понимания. Давайте с Вами вернёмся к тому, что происходит в нашей притче…

Пастух вернулся к своему стаду и сделал так, как учил его отшельник. Каждый раз, когда у него возникала мысль, он откладывал один камень. Вскоре он обнаружил, что около него возникла большая горка чёрных   камней, рядом с которой лежали всего несколько белых. 

Если Вам встретился человека, который интересуется духовными практиками, попробуйте задать ему один из двух вопросов:

• Для чего нужно маркировать появляющиеся в сознании человека чёрные и белые мысли?

• Какова основная задача понятной и простой практики, которую дал пастуху отшельник?

Помните, что в исследуемой нами притче никто не задавал тибетскому пастуху таких прямых и письменных вопросов. Но, если Вы живёте в России и пользуетесь безлимитным интернетом, то Вы всегда сможете не только перечитать эти вопросы, но и подумать над ними. 

А сейчас давайте ещё раз вернёмся к нашей истории.

Чёрные мысли сильно беспокоили пастуха, и он поспешил к отшельнику, чтобы сообщить, что метод, который дал ему уважаемый отшельник не работает. Для пастуха это было очевидно. Ведь как только он погрузился в практику к нему стало приходить по какой-то причине много злых и негативных мыслей. Управлять плохими мыслями с помощью чёрных и белых камней пастух не мог, но он так же отчётливо/чётко понимал, что до встречи с отшельником всех этих злых и не хороших мыслей у него не было.

Склонности Вашей души и Вашего характера не существуют в безвоздушном пространстве.  

• Если у Вас есть склонность обвинять в трудностях и неудачах других людей, то Вы сразу поймёте, что если бы не отшельник, то никаких чёрных мыслей у пастуха бы не было.

• Если Вы склонны к мистике, а также верите в сглаз или насылаемую порчу то для Вас будет очевидно, что пастух, выполняя практику встретился, скорее всего, не со своими чёрными мыслями, а с чёрными мыслями злого/отвратительного и нехорошего отшельника.

• Если Вы разбираетесь в том, как работает метод, который дал пастуху отшельник, то Вы не только будете убеждены, что появление у пастуха множества злых и негативных мыслей – это результат хорошо подобранной и качественно выполняемой пастухом практики, но и будите знать то, каков в этой практике для тибетского пастуха следующий шаг. 

Кто-то из Вас скажет, что рекомендации отшельника и цвет камней тут не причём потому что злые и негативные мысли определяются кармой. У меня нет причин возражать Вашей карме. У Вас тоже. Верно? 

Однако тем читателям кто верит и объясняет всё кармой полезно напомнить, что абсолютно все наши собственные объяснения зависят от склонностей нашего характера и нашей души. А склонности характера, ума или души зависящие от кармы в свою очередь впрямую связаны с чёрными и белыми мыслями. Если Вы верите в карму и всё объясняете кармой, то Вы легко ответите на простой вопрос:

  • Ваша вера в силу чужой кармы укрепляет Ваши чёрные мысли?
  • Или Ваша вера в собственную и чужую карму укрепляет только белые мысли?

Не правда ли … если Ваша карма привела Вас к этому вопросу, то Вы можете найти на него Ваш собственный ответ. И в зависимости от Вашей кармы ответ на заданный мной вопрос будет для Вас либо чёрным, либо белым.

Отшельник выслушал пастуха и сказал: «Ничего страшного, продолжай. Всё будет хорошо». 

Задача ученика, который взялся выполнять эту созерцательную практику, чётко понимать, что следует делать, а чего делать не нужно. Уметь отделять зёрна от плевел – это искусство. Точно выполнить полученные от отшельника инструкции не понимая, что на самом деле следует делать, – ни у кого не получится. Практика с маркировкой мыслей вступает в противоречие сегодняшними традициям бизнеса и с современной культурой. Что я имею ввиду? 

Мечты о деньгах и мечты о строительстве карьеры, ведущей к социальному успеху невозможно реализовать... без дисциплины и… без привычки добиваться желаемого через усилие. Верно? 

И общество, и культура, и бизнес предлагают нам прилагать усилия, укреплять намерение, напрягаться и ещё раз напрягаться, а также действовать, действовать, действовать. Практиковать усилие и дисциплину убеждают всех нас с самого детства пословицы и поговорки…

• Сколько раз в жизни Вы слышали, что под лежачий камень вода не потечёт?  

• Сколько Вы читали примеров, убеждающих Вас, что в том бизнесе или в той нише, в которой Вы зарабатываете никто без труда не выловит и рыбки из пруда?

• А рекомендации многочисленных психологов, которые пытаются убедить абсолютно всех и каждого… что то, что Вы хотите… надо хотеть в два-три или в пять раз сильнее… потому что… если слабо хочешь, то слабо и получишь. 

И если тот человек, которого Вы уважаете Вам говорит: "Продолжай. Всё будет хорошо", - то, как правило, Вам предлагают продолжать прикладывать усилия, продолжать планировать и продолжать действовать. Скорее всего, я не ошибаюсь, потому что рядом с Вами редко живут отшельники. Давайте теперь вернёмся к старой тибетской притче…

Пастух стал каждый день наблюдать за своими хорошими и плохими мыслями, и постепенно количество чёрных   камней начало сокращаться, а количество белых камней — расти. 

Стоит нам с Вами только набрать сколько-то чёрных и белых камней или камешков, и начать маркировать приходящие в нашем сознание мысли, как всё в этой жизни станет для нас простым. И путь к социальному успеху тоже. Верно? 

Или Вы уже начали понимать, что когда Вы оцениваете свои собственные мысли, то дело вовсе не в чёрных или белых камнях и не в социальном успехе?

Наблюдение за состоянием ума меняет сознание. Таким утверждением заканчивается притча.

Авторитеты буддизма утверждают, что основной целью медитации всегда является созерцание. Фактически это никогда не подвергается сомнению, как и то, что глубокое созерцание осуществляется не благодаря чёрным и белым камням, а благодаря прекращению намеренного и волевого вмешательства в своё собственное состояние. 

Кое-кто из читающих мантры современников утверждает, что именно в этом и заключается основная сложность созерцательных практик высокого уровня. Однако, если Вы начнёте понимать притчу с рекомендациями отшельника более прямо, то Вы обязательно встретитесь с простыми вопросами:

  • Какое место в созерцательной практике с чёрными и белыми камнями отведено для действий?
  • Что это за действия?
  • К чему эти действия должны Вас привести?  

Как только у Вас появятся свои ответы на эти вопросы – всё станет намного проще. Фактически отшельник из притчи не сказал ни слова о тех или иных сложностях созерцания. Он смог дать чёткие инструкции на абсолютно понятном пастуху языке без какой-либо религиозной терминологии. Вывод, который напрашивается сам собой:

Практика созерцания без пОнятых Вами инструкций – это дорога ведущая в никуда. 

Основная сложность созерцательных практик высокого, среднего или низкого уровня заключена в этом. Почему отшельник свёл духовную практику пришедшего к нему человека во внешнем мире к сортировке белых и чёрных камней? Это имеет свою причину, но нас это не касается. У любого пастуха/автослесаря или хирурга какая-то часть внимания должна находится во внешнем мире. Чтобы сфокусировать внимание пастуха на черных и белых камнях этой причины вполне достаточно. Но… 

  • Что может произойти, если в своём/внутреннем мире пастух хорошо освоит маркировку приходящих к нему мыслей?

В притче, пришедшей к нам через века, не говорится, что для такой практики существует несколько разных инструкций. Фокусируя внимание пастуха на чёрных и белых камнях, отшельник не говорит пастуху ни о целях, ни о препятствиях созерцания. Отшельник не только ни к чему и никого не призывает, но и никак не мотивирует пастуха рассказами об уровнях Самадхи или баснями о просветлении… или о том, какие результаты может получить человек, став созерцателем высокого или низкого уровня. 

Хотите перечитать эту притчу и подумать над поставленными в ней вопросами?

Тогда добавьте к ним ещё три вопроса от Иерархии.Ru:

  • С чем встретится лицом к лицу пастух, занимаясь такой практикой?
  • Чему он перестанет сопротивляться?
  • Какие прикладные возможности скрыты в таком созерцании?

Если Вы выросли в окружении людей исповедующих христианскую культуру, то Вам стоит задуматься о том, что:

  • Когда Вы отточите способности своего разума к оценке, то Вы будете вынуждены очень далеко отдалится от смирения и от других заповедей Христа. 

Или же в реальности всё обстоит прямо наоборот? 

Если мы действительно займёмся практикой оценивания приходящих к нам мыслей, то по какому бы пути мы с Вами не шли, на самом деле мы приблизимся к десяти заповедям?  

Успокоение ума и покорение "демонов" происходят одновременно. Так утверждал и утверждает Падмасамбхава. Если высказывание Падмасамбхавы действительно верно то, с точки зрения метода, не имеет никакого значения по какой религиозной тропе мы идём. Верно? 

Для уважаемых буддистов чью притчу мы рассматриваем мне всё же следует специально пояснить что я имею ввиду: если Ваш ум спокоен и Ваши демоны покорены, то не имеет особого значения в какую церковь Вы войдёте и с какими попами или ламами Вы будете общаться. Верно?

Или же по каким-то причинам я ошибаюсь? 

Вашим друзьям по духовным практикам было бы однозначно интересно узнать, как думаете об этой притче Вы и что думают о маркировке Вашего мышления чёрными и белыми камнями Ваши демоны. 

Пожалуй, это всё, что я хотел Вам сказать сегодня. 

Когда закрыв эту притчу Вы действительно останетесь наедине с собственными мыслями, то Вы или уже знаете, или можете запланировать то, чем Вы будете заниматься. Если наблюдая за своими мыслями Вы захотите быть чуть больше похожими на тибетского пастуха, то Вы можете переехать из города в деревню и попробовать устроится в животноводческое хозяйство. Лично я желаю Вам взрастить и укрепить собственный здравый смысл, и… кем бы Вы не работали... я желаю... чтобы Вы развивали имеющуюся у Вас способность к самостоятельным выводам. 

Умея делать свои выводы, Вы сами поймёте по какой дороге Вам следует идти.

С уважением к Вам, Юрий Сысоев, автор проекта Иерархия.Ru  

 

© 2011-2016 Иерархия.Ru – проект Юрия Сысоева о власти и контроле, психологии, здоровье и о тех закономерностях, которые управляют личными отношениями и жизнью людей.
Все права защищены. Правовая информация.